Сайт учителя физической культуры Гуковой Ирины Валерьевны
Воскресенье, 22.04.2018, 11:35
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    «Системно - деятельностный  подход в преподавании предмета
    «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения»

     

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением образования  становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. (Слайд 2).

    В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов, за каждым — своя методология. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Все предшествующие поколения стандартов основаны на таком подходе.

    Второй подход называется компетентностным. (Слайд 3).

    Системно-деятельностный подход является попыткой объединения системного и деятельностного подходов. С позиций деятельностного подхода основой образовательного процесса в школе является деятельность

    Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. На основе учебной деятельности формируется основополагающая духовно нравственная установка «стать лучше».

    Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. (Слайд 4).

    Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, которое с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. (Слайд 5).

    В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

    Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущие этим особенностям формы деятельности. (Слайд 6).

    Школам поставлена основная педагогическая задача:

    Чему учить? (Обновление содержания)

    Ради чего учить? (Ценности образования)

    Как учить? (Обновление средств обучения) (Слайд 7).

    Цель физического воспитания в школе:  содействие  всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. (Слайд 8).     

    Решение задач физического воспитания направленно на:

    ·        содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

    ·        обучение основам базовых видов двигательных действий;

    ·       дальнейшее развитие координационных  и кондиционных  способностей.

    ·       формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

    ·        выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

    ·        углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

    ·       воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

    ·        выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

    ·       формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

    ·       воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    ·       содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции. (Слайд 9).

    К формам организации занятий по физической культуре в  школе относятся разнообразные уроки физической культуры.  Для более полной реализации цели и задач  по физической культуре в школах  уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий   (внеурочная деятельность).

    (Слайд 10).

    Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

    • уроки образовательно-познавательной направленности   знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
    • уроки образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения  практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;  
    • уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках,   формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля   ее и влиянии на развитие систем организма. (Слайд 11).

             Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

           В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

           Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    Личностные (нравственно-оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

    Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем. Отражают способность  учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

    Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)-обработка информации. Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

    Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми. Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.  (Слайд 12 - 13).

    УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

    1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

    2.Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

    3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни. (Слайд 14).

    Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

     В результате изучения  всех без исключения предметов  на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы  личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться. (Слайд 15).

      Таким образом, необходимость организации работы по формированию УУД  на уроках физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения.

    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. (Слайд 16).

    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей  учащихся через организацию внеурочной деятельности. Каждый учащийся сам выбирает, чем он хочет заниматься по интересам во второй половине дня. (Слайд 17).

    Цель внеурочной деятельности.

    Создание   условий  для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

    Задачи внеурочной деятельности

    •                    обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
    • оптимизировать учебную нагрузку учащихся
    • улучшить условия для развития ребенка

    •      учесть возрастные и индивидуальные особенности  учащихся.  (Слайд 18).

    Исходя из задач, форм и содержания, внеурочная деятельность может осуществляться через:

    • инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности;
    • учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
    • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
    • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
    • организацию деятельности групп продленного дня;
    • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
    • деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;  (Слайд 19).

    В Топкинском районе  несколько лет успешно  осуществляется   тьюторская   деятельность  по  методическому сопровождению   учителей физической культуры   в условиях перехода на ФГОС, в рамках которой  была создана педагогическая мастерская. Тьютером  является И.В. Гукова. (Слайд 20)

    Цель данной работы – повышение профессиональной компетенции учителей физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

    Задачи программы:

    • Способствовать развитию мотивации учителей физической культуры к осуществлению профессиональной деятельности в области преподавания  предмета «Физическая культура» в школе.
    • Повысить информированность учителей физической культуры в вопросах применения  нормативно – правовых документов, определяющих их профессиональную деятельность.
    • Актуализировать и систематизировать знания учителей физической культуры по теории и методике преподавания предмета «Физическая культура» с учетом требований ФГОС.
    • Создать условия для обмена опытом успешного применения современных образовательных технологий в преподавании курса «Физическая культура».
    • Готовить педагогов к реализации требований ФГОС в области укрепления здоровья, гармоничного физического, нравственного и социального развития старшеклассников. (Слайд 21)
    • В нашей группе 17 человек. В 2013 – 2014 учебном году в системе муниципального образования Топкинского района осуществлялось методическое сопровождение учителей физической культуры, реализующих требования ФГОС НОО, в основу которого была положена новая форма работы – проблемно – деятельностные семинары, основной задачей которых  научить учителей физической культуры проектировать педагогическую деятельность в новых условиях. Использование принципов системно – деятельностного подхода на семинарах позволило учителям приобрести новый опыт организации образовательного процесса. Проектируя деятельность учителя, мы на своих семинарах  постарались сконцентрировать внимание на результаты обучения: предметные, метапредметные, личностные. Обозначим лишь несколько универсальных действий и умений учителя: формулировать цель и задачи урока в соответствии с результатами обучения (предметные, метапредметные, личностные); вовлекать  учащихся в процесс формирования целей и задач урока; устанавливать субъект – субъектные отношения; организовывать коллективно – распределенную и контрольно – оценочную деятельность учащихся; осуществлять рефлексию своей деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность учителя физической культуры может быть успешной лишь при условии, если сам учитель, остается субъектом педагогической деятельности и  эта деятельность по своим мотивам, целям, средствам и способам осуществления отвечает вполне определенным требованиям ФГОС. (Слайд 22)

    Данные семинары  являются обучающими и включают блок, где  педагоги знакомятся с  видами УУД, технологией их формирования и  практическую часть - урок, который после просмотра анализируется с точки зрения системно-деятельностного подхода.

    Проблем много, но они решаемы. Главное,  не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


    Презентация (4,22 Мб.)

    назад